Почему ППШ называют «оружием Победы»? История создания

Пистолет-пулемёт Шпагина, ППШ, наряду с танком Т-34, реактивным миномётом «Катюша» и штурмовиком Ил-2 называют не иначе, как «оружие Победы». И это действительно так!

Почему так получилось? Ведь ППШ не был самым лучшим советским автоматом (эксперты однозначно отдают пальму первенства ППС-43 — пистолету-пулемёту Судаева обр. 1943 г.). ППШ был тяжел и с тем самым круглым магазином, который и знаем по фотографиям военных лет, кинофильмам и памятникам, не очень-то удобен. А ну-ка пробеги марш-бросок с оружием за спиной, если тебе по спине стучит тяжелая круглая железная коробка. Патрон часто заедало, магазины подгонялись под конкретный экземпляр и могли не подойти к другим, что для боевого оружия не есть зер гут, и т. д.

И всё же именно ППШ стал оружием победы. И стал заслуженно. Почему? Давайте разберёмся.

Разработка первых видов оружия, называемых сегодня пистолетами-пулемётами началась ещё в Первую мировую войну. В конце Первой мировой известный немецкий конструктор Хуго Шмайсер (Hugo Schmeisser) создал успешный образец MP-18 под унифицированный с пистолетом «Парабеллум» барабанный магазин (или специальный коробчатый), который был основным вооружением немецких штурмовых групп, что прорвали тогда западный фронт. Представители победивших стран настолько боялись этого оружия, что автоматическое стрелковое оружие в армии Германии было запрещено Версальским договором.

После гражданской войны в Советском Союзе пистолетам-пулемётам не придавали должного внимания. На вооружении РККА были в основном винтовка Мосина, пулемёт Максим и револьвер Наган. И хотя известный конструктор оружия Токарев (автор знаменитого ТТ) и пытался создать пистолет-пулемёт, этот образец совершенно не удовлетворил военных. Во-первых, не было подходящего боеприпаса, патрон от револьвера Наган был очень слабым и даже конструктивно не приспособленным для автоматической стрельбы. Во-вторых, руководство Красной Армии не совсем правильно понимало тактику современной войны, «войны моторов» на больших скоростях и малых расстояниях между противниками.

Всё изменилось с началом финской кампании (Зимней войны). За понимание важности этого вида оружия пришлось заплатить кровью. Большой кровью. Прекрасно подготовленные финские лыжники из батальонов специального назначения (Sissi), вооруженные 9-миллиметровыми пистолетами-пулеметами Suomi, внезапно появляясь практически из «ниоткуда», наносили огромный урон Красной Армии, в основном, отсекая обозы с провиантом и боеприпасами и нападая на походные колонны. Главным преимуществом финских лыжников была внезапность и огромная скорострельность (до 1000 выстрелов в минуту) автоматов Suomi с большим запасом патронов в каждом магазине. Походные колонны красноармейцев просто не успевали перегруппироваться, чтобы дать отпор. Финские снайперы «кукушки», сидящие на деревьях, тоже использовали короткий Suomi, замаскировать который значительно проще, чем длинную винтовку.

Именно к этому времени на вооружение РККА уже стал поступать пистолет ТТ с патроном гораздо более мощным, чем боеприпас пистолета Наган. Под него и начали создавать пистолет-пулемёт.

Итак, первый вошедший в серию советский пистолет-пулемёт ППД-34 (пистолет-пулемёт Дегтярёва обр. 1934 г.) был сделан именно как аналог финского Suomi. Хотя «внутренности» их существенно различаются, внешне они выглядят как «близнецы-братья». Деревянная ложа-приклад, барабанный магазин, круглая ствольная коробка и перфорированный кожух ствола. После модернизации в 1940 г. оружие получило индекс ППД-40. Этот образец, полностью удовлетворивший военных, был, однако, очень сложен в производстве. Для массового производства во время войны (Вторая мировая война началась ещё в 1939 г.) он явно не годился.

В 1940 г. наркомат вооружения СССР объявляет новый конкурс на разработку пистолета-пулемёта под патрон 7,62×25 мм. Главные условия: тактико-технические характеристики не хуже ППД-40, но оружие должно быть дешевле в производстве (вплоть до возможности изготовления на непрофильных, неоружейных, предприятиях). На конкурс выставляется два образца, пистолеты-пулемёты конструкторов Г. С. Шпагина и Б. Г. Шпитального. Боевые характеристики, определяемые боеприпасом, были у обоих образцов примерно равными. Ситуация была забавна ещё и тем, что какой бы образец не выбрала комиссия, его всё равно назвали бы ППШ.

Итак, выводы комиссии: «…живучесть сконструированного Шпагиным образца была проверена 30 000 выстрелов, после чего ПП показал удовлетворительную кучность стрельбы и исправное состояние деталей. Надежность автоматики проверялась стрельбой под углами возвышения и склонения в 85 градусов, при искусственно запыленном механизме, при полном отсутствии смазки (все детали промывались керосином и насухо протирались ветошью), отстрелом без чистки оружия 5000 патронов. Все это позволяет судить об исключительной надежности и безотказности оружия наряду с высокими боевыми качествами». Д. Н. Болотин. «История советского стрелкового оружия».

Кроме того, при примерно равных военных характеристиках, образец Шпагина оказался гораздо дешевле и технологичнее. Для производства конструкции Шпагина требовалось 5,6 станкочасов, в то же время для производства конструкции Шпитального требовалось 25,3 станкочасов, то есть почти в пять раз больше. Кроме того, конструкцию Шпагина мог производить практически любой крупный машиностроительный завод. Автомат, кроме деревянного приклада, ствола, затвора, нескольких пружин и магазина был практически сделан из одного цельного листа металла методом холодной и горячей штамповки. Подгонки штампованные детали почти не требовали. Собрать автомат мог даже подросток, большой квалификации для этого не требовалось. Это и определило выбор военных.

Конструктивно пистолет-пулемет ППШ предназначен для ведения огня одиночными выстрелами и очередями на дальность до 500 м. Состоит из ствольной и затворной коробок, соединенных шарниром, спускового механизма и деревянной ложи с прикладом. Принцип действия автоматики — откат при выстреле массивного затвора и возвращение мощной пружиной обратно. Никаких зацепов, поворотов и т. д. Спусковой крючок в отпущенном состоянии просто прекращает движение затвора в положении со сжатой пружиной. Нажат курок, затвор толкается вперёд пружиной, и производится выстрел. Далее затвор откатывается, гильза выбрасывается, патрон из магазина попадает в патронник, и если курок нажат, цикл повторяется. Позади возвратно-боевой пружины размещен резиновый амортизатор, чтобы уменьшить вибрацию при откате затвора назад.

Даже кожух на ППШ уникальный, он выполняет одновременно четыре разных функции:

1. Цевье, за которое можно держаться, не боясь обжечь руки о раскалённый ствол.

2. Вырезы специальной формы охлаждали ствол во время стрельбы.

3. Дульный тормоз, уменьшающий отдачу.

4. Компенсатор, специальный косой срез на конце, уменьшающий «подбрасывание» ствола вверх при стрельбе.

Ствол оружия впервые в СССР начали хромировать изнутри для уменьшения коррозии и лёгкости чистки.

Производство автоматов ППШ началось в декабре 1940 г., под индексом ППШ-41 (пистолет-пулемёт Шпагина обр. 1941 г.)

Георгий Семёнович Шпагин был заслуженно награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова II степени и Сталинской премией.

А впереди была война. Великая Отечественная, где ППШ будет одним из главных «действующих лиц».

Продолжение следует.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: