Кого называют «золотым голосом» рок-музыки?

Два года назад в Ледовом дворце Санкт-Петербурга выступал британский коллектив «Strange Sensation», название которого ничего не скажет неосведомленному читателю. Однако те, кто хранит верность рок-музыке 70-х, возможно, помнят, что 20 августа 2007 года солисту этого коллектива исполняется 59 лет.

Его зовут Роберт Плант.

Приобретший мировую известность в составе «Led Zeppelin», с которыми выпущены девять альбомов, а затем еще два в дуэте с гитаристом Джимми Пейджем и десять сольных, Плант вполне заслуженно был награжден эпитетом «золотой голос». Тогда, в 1969 году, когда вышла первая пластинка группы, так не делал еще никто.

Этот коренной британец вырос на музыке чернокожих американцев, экспортированной США в Европу, а затем возвратившейся обратно в виде мощной волны, одним из ярких творцов которой и был Плант. В официальных биографиях можно прочесть, что он родился в Западном Бромвиче, в двадцатилетнем возрасте женился (демонстрируя неплохой уровень ответственности для молодого человека такого возраста), стал отцом двоих детей, одного из которых рано потерял, развелся и был некоторое время прикован к инвалидной коляске после автомобильной аварии. Все перечисленное — штрихи на полотне, которое называется Плант-человек, но главное место на нем занимает Плант-музыкант. То, что он сотворил на рок-сцене и чем объясняется его поразительное для рок-музыки творческое долголетие.

Известно, что Плант начал выступать в подростковом возрасте, копируя манеру пения американских исполнителей рок-н-ролла, в том числе Элвиса Пресли. Сохранившиеся его записи того периода свидетельствуют о большом сходстве с оригиналом. Послушайте, например, «Our song» из альбома «Sixty Six To Timbuktu», выпущенного в 2003 году.

К моменту рождения «Led Zeppelin» Плант был сессионным музыкантом, перепробовавшим несколько составов. После первого же прослушивания ему предложили стать новым вокалистом группы, модель которой задолго до того появилась в голове ее гитариста Джимми Пейджа и позже получила название, известное теперь всему миру.

Если отвлечься от строгости музыкальных терминов и называть блюзом всю музыку, несущую вполне определенное эмоциональное послание, вне зависимости от ее ритмического рисунка, то раннее творчество Планта представляет собой главным образом блюз. Оно драматично, напряженно, иногда трагично. Характерными в этом отношении композициями можно считать «Babe I’m gonna leave you», «Immigrant song», «Since I’ve been loving you», «When the levee breaks», «The battle of evermore».

Официально «Led Zeppelin» классифицируется как хард-рок — во многом благодаря барабанщику и бас-гитаристу, создавшим тот жесткий каркас, на котором расцвели гитарный гений Пейджа и вокал Планта. Впрочем, об этом написано уже достаточно много, тогда как самостоятельная музыкальная карьера Планта не удостоилась столь пристального внимания.

Те семь альбомов, которые вышли между последней работой «Led Zeppellin» и записями в Марокко, в музыкальном отношении представляют собой мало выдающегося. Представление о том, что создавалось в то время, можно получить, послушав любой из них — например, «Manic Nirvana», «Now And Zen» или «Pictures At Eleven». Спокойные, лишенные драматизма, мелодичные, светлые композиции, иногда немного грустные, но совсем не напоминающе того Планта, каким мы его знаем по 1969—1972 годам. Можно удивляться этому, можно думать, что «золотой голос» сдал, но только до тех пор, пока вы не услышите последующие его альбомы.

Уже в «Houses of the Holy», увидевшем свет в 1973 году, становятся заметны фольклорные (на современном жаргоне называемые «этническими») мотивы, нашедшие свое продолжение в совместной работе Пейджа и Планта в 1994 году в Марокко (альбом «No quarter») и особенно сильно проявившиеся в альбоме «Mighty rearranger», последнем из выпущенных музыкантом, представление которого и состоялось два года назад в Санкт-Петербурге.

В «No quarter» мы узнаем «золотой голос» с новой стороны. Экзотические духовые, струнные и ударные, трещотки, волынки, африканские голоса («Wah Wah», «City don’t cry»), новые аранжировки хорошо знакомых песен («Since I’ve been loving you», «Kashmir», «Gallows Pole»). Последний альбом сохраняет эту тенденцию, но отдельные композиции напоминают о предшествовавшем периоде более нейтральной музыки — например, несомненный шедевр «Shine it all around».

Проведя на сцене в общей сложности примерно сорок лет, Плант продолжает сохранять хорошую музыкальную форму, без видимого напряжения исполняя те песни, на которых уже выросло как минимум одно поколение, и собирая на своих концертах полные залы. Его творчество адресовано тем, кто готов слушать с открытым сердцем и, несмотря на любые внешние события (например, «working from seven to eleven every night»), помнит о радости и любви.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: