Разнообразие садовых стилей

Когда мы пытаемся создать идеальный мир взаимодействия и взаимоотношения с природой, свой кусочек рая на земле – мы создаем сад.



Когда весь мир стремительно движется по пути новых технологий и технического прогресса трудно остаться в стороне. Проживая вместе со всеми на одном и ритме каждый миг, все сильнее хочется окунуться в атмосферу естественного и прекрасного комфорта. И тут мы все ловим себя на мысли, что это может быть только природа. Да и не секрет, что ощущение наиболее полного покоя и спокойствия посещает нас, когда мы приходим в гости – навещаем городской парк, уютный сквер, отдыхаем на берегу озера, речки или моря, или даже океана. Конечно собственный зеленый рай, маленький оазис у себя на участке. Даче подарит чувство не только гордости напополам с удовлетворением, но и принесет тот самый забвенный комфорт в минуты печали и, несомненно, станет любимым местом для отдыха.

Собственный зеленый сад. Что это? Каким он должен быть и собственно, какие они вообще бывают?

Тем и стилей оформления сада существует великое множество, а выбор материалов и растений столь разнообразен, что уже не первое столетие побуждает человечество искать новые пути осуществления прекрасного. Определяющими и основными факторами при осуществлении планирования сада служат: собственно само функциональное его назначение, почва, климат и среда или местоположение выбранного участка. Важно каждому саду придать свой неповторимый стиль, как единение связанное одной идеей. Определенное трактование основных критериев, правил и приемов планирования и оборудования сада выражается в стиле ландшафтного дизайна. Это решение планировки сада, декоративный тип мощения, использование необходимых растительных сочетаний и форм, а так же и само садовое оборудование. На формирование стиля сада может повлиять ландшафтные особенности участка (конфигурация, размеры, окружение) и архитектурный стиль находящихся на нем основных сооружений. Конечно, главное это индивидуальность выбранного стиля по желанию, вкусу и мировоззрению его создателя или хозяина. Обильная мировая история ландшафтного дизайна дает сегодня больше простора для творчества, опираясь на громадный и огромное количество стилей прошлого. А со временем сад приобретает черты национальности, поскольку сад и в особенности малый, тесно привязан к жизни и быту общества. Случается, что время не дает объединить в один стиль все желаемое (беседка, патио, дом), но всегда можно отдельными фрагментами или деталями что-то дополнить, добиваясь единения.

Так какие же существуют наиболее интересные и распространенные стилевые направления?

Начнем с того, что основных направлений всего два – это консервативное классическое и современное, которое в прочем состоит из огромного разнообразия смешения старых и новых стилей или вообще отдельных новых направлений.

Исторические стили.

Регулярный стиль. Своими творениями Андре Ленонтра ознаменовал французский классицизм паркового искусства, как эпоху. До него все подражали итальянскому стилю и почему-то считали его единственно возможным. Однако такие творения Андре, как парки Сен-Клу, Марли, Тюильри и в особенности Версаль заставили весь мир посмотреть на возможности создания садового стиля по-иному и начали теперь подражать его идеям. Он создавал блестящие ансамбли декораций во дворцах и рецензиях, придерживаясь в своей архитектуре единому закону тогда такому, как регулярный стиль, в котором подразумевается строгая симметрия в планировании сада. Линии прямые, композиция строгая и осевая – все подчеркивает торжественность, строгость и порядок, будто в подтверждение воздействия на природу человеком. Так же показная театральность, обилие и разнообразие скульптур и некая приподнятость – выражает эмоциональные особенности этого стиля.

Конечно, он раскошен. Прямые широкие аллеи уходят в перспективу, постриженные деревья, цветники с орнаментом на газоне, поражающие количеством оттенков и цветов. «Сама суть регулярного стиля как раз в том и состоит, чтобы показать, выставить напоказ, вытесняя естественность, всю искусственность созданного сада», - говорил А.Е.Ригель. Образовывая свой отдельный мир, сад уединялся в себе, прикрываясь высокими зелеными стенами или густой живой изгородью. Это считалось в высшей степени универсально и желаемо. Такая идея стала общим мышлением, которое подтверждалось стремлением человека к порядку и симметрии. В данном контексте незаменимым атрибутом становилась вода: бассейны строгой и пропорциональной формы с фонтанами, разнообразные каскады и фонтанчики из стен. Низкие портеры контрастировали с боскетами – подстриженные ровно в виде многочисленных стенок кустарники и деревья. Искусством дворцовых садовников создавалось из них в саду целые системы небольших «залов» и «кабинетов», размещающихся вдоль узких дорожек. Некоторые из этих идей, несомненно, можно применить и в планировании собственного сада. И кто знает, может изюминкой вашего садового стиля станет именно регулярный стиль.

Чем же мы реально можем воспользоваться из арсенала опыта садовников давно минувших дней?

К примеру, оформит цветник при помощи фигурно постриженного вечнозеленого кустарника. Ведь для одного куста достаточно будет 2 м2. Так же 2 или 3 куста, расположенные симметрично, смогут определить характер сада в целом. Куст постриженный, как шар и размещенный по центру клумбы очень здорово смотрится. Вечнозеленые насаждения можно оттенять цветным или белым гравием, а так же внести некоторое оживление каким-нибудь из цветущих растений. Все эти идеи приемлемы и сейчас. Уютный уголок можно создать из небольшой площади в несколько квадратных метров. Полукруглая со скамейкой ниша, разделенная с домом непроницаемой для постороннего взгляда живой зеленой изгородью или трельяж-опорой с вьющимися растениями.

Итальянский стиль. Одним из вариантов использования регулярного стиля считается стиль итальянский, занявший впоследствии собственную нишу в ландшафтном дизайне. Это небольшой по размаху садик, примыкающий к основному парку или вилле, который окружен живой постриженной изгородью или стеной. Поверхности итальянских садов обычно (аналогично регулярному) разбиты на простейшие геометрические фигуры прямыми или диагональными дорожками. Чаще всего по центру композиции располагаются фонтан или водоем, мощеные площадки или цветники вокруг. Водоемы и клумбы разбиваются по формальному стилю (квадрат, овал, круг).

Приподнятое патио, на ряд ступенек соединяющееся с домом – характерный элемент дворика в итальянском стиле. На террасе ставится садовая гарнитура или мебель, скульптуры и цветочные вазоны. Заметим, что неотъемлемым атрибутом в итальянском стиле является скульптура. Оформленные скульптурами аллеи, цветники, гроты и фонтаны придают итальянским садикам эмоционально-сильное звучание. Кустарники и деревья в таких парках стригутся обычно в виде шара или куба.

Пейзажный стиль. Английский или пейзажный стиль появился в 18 веке в Англии. Родоначальницей такого направления по праву и считается эта страна. Пейзажный стиль является полной противоположностью регулярному. Если в почете была подчеркнутая отстраненность от природы, здесь же, наоборот все «ретушируется» так, чтобы все показывало единение с окружающей средой и природой. Ни что не должно намекать на искусственное происхождение – от этого и название – пейзажный. Такое ассиметричное компонование приводит нас к более тесному гармоничному прикосновению к природе. Освободясь от жестких симметричных конструкций и планов, любой участок живет по наиболее приемлемым ему ландшафтным качествам, аккуратно и ненавязчиво вписываясь в общий вид сада. Движение становится свободнее. Объекты отлично просматриваются, и мы наслаждаемся, как от отдельной их притягательности, так и картины пейзажа в целом.

Здесь все предметы разные по форме и величине и расположены так, что создается впечатление их полной уравновешенности. Как собственно и происходит в природе. Именно поэтому для небольшого пространства такой стиль наиболее естественен. Свободный живописный план обычно требует малой «земляной» работы, поэтому более экономичен. И что важно, такой стиль несет в себе меньше изменений и разрушений, что конечно лучше связывает с окружающим его ландшафтом.

Оптическое увеличение, как прием ландшафтного дизайна, как рази, позаимствован из этого стиля. Усиление глубины и увеличение пространства очень важно для небольшого участка сада. Правда, в английских садах мало высаживалось цветов. В основном компоновались цветники около домов или водоемов. Вся посадка разнородна и высаживается группами. Особое значение имеет характер используемых растений, их сочетание с формой и цветом. Дом в данном стиле не является доминантным, а наоборот «теряется» среди эдакого зеленого рая. Извилистые дорожки покрываются не только плиткой тротуарной, но и отсевом гравия или натуральными камнями.

Вообщем-то такой стиль формирования пейзажа пришел в Европу из Китая, в котором о европейских стилях и не слышали, воплощая в жизнь преимущественно национальные идеи. Немного позже пейзажный стиль достиг и японских островов, где приобрел существенно новое значение, переросшее в самостоятельное направление.

Японский сад. Хорошим примером создания малого сада является японский сад. И такое сравнение неслучайно, ведь японские сады (из-за дефицита территории) невелики по площади, но на них замечательным образом размещается удивительный ландшафтный дизайн. Образ же его не исчерпывается театрализованными миниатюрными садиками со своими зонтиками, мостиками и фонариками. В каждой детали японского сада прослеживается замаскированный глубокий смысл, правда растения здесь специфичны (только для Японии). В европейских странах и тем более на большей территории России использовать орхидеи, пальмы и бананы нельзя – они растут в Токио, но некоторые прекрасные приемы садового оформления, несомненно, можно использовать и у нас. К примеру, мощеные дорожки, имитирующие на песке или мелком гравии волны, или других композиций с использованием камня.

Основным принципом японского стиля является постоянное ощущение отдыха и спокойствия, миниатюризация и созерцание волшебной природы. Искусство японских садовых мастеров воспроизводит природу на сравнительно малом участке и ограниченными материалами и средствами. Изображая природу в миниатюрном виде, стремясь создать пространственное ощущение глубины, ведущее к пропорциональному изменению естественных масштабов, применяя карликовые деревья и скалы, приобщаясь к некой условности романтизма японский сад, дарит неизгладимое позитивное впечатление, настраиваемое на спокойствие и одухотворение.

Созданные в японских садах пейзажи далеки от естественности, но получившиеся образы, под смелой рукой автора, ложатся в основу общей картины всего сада. К примеру, существуют сады подобные иероглифам, которые необходимо прочесть. Даже искусственно созданные направления веток деревьев несут в себе скрытый смысл задуманный автором.

Пространственное взаимодействие японского сада создает наиболее похожее и близкое к современным понятиям небольшого сада, как частицы жилого помещения. И действительно, японский сад неразрывно с жилым домом, словно отдельно взятая сказочная комната со своим зеленым интерьером. И уж ни как не для прогулки, а словно живая картина, только для созерцания и порой с определенных точек (из окна дома или веранды). В следствии чего, можно сделать логический вывод, что японский сад рассматривается определенным образом, как картина сразу открытая всей своей замаскированностью смысла, а не как в европейских садах – раскрывающаяся по мере продвижения по саду.

Компонуется такой сад обычно из вечнозеленых кустарников и деревьев, где сосна зонтичная является доминантной породой. Использование камня столь виртуозно, что различные оттенки и формы их оживают в садах необычным разнообразием замыслов. Вода используется в садах в виде пруда, озера, водопада или ручья, как бы невзначай обогащая и без того богатую композицию. Но вода в японском саде не в приоритете.

Садоводчество в Японии возведено в ранг величайшего искусства и подразделяется на различные по сложности категории. Самый простой стиль – это Син, по сложнее – Со и самый сложный – Дзио, причем все они еще рассматриваются в холмистом и плоском видах.

В плоском саде можно создавать композиции только из одного гравия или песка, нескольких различных по величине камней и конечно мха. К примеру, сад Рёандзи – обработанный граблями гравий, изображает море и на его фоне 15 камней и мох.

Так же и в холмистом саде можно обойтись без живых материалов. Холмы, утесы, горы дальнего, среднего и ближнего плана, изображающие берег камни, песок и галька, как некий символ водной стихии, создают, таким образом, сложные и причудливые пейзажи, в которых направления течения (по обыкновению слева-направо) создают в композиции скрытый или явный смысл.

Разнообразные камни в некотором сочетании создают определенную эмоциональную нагрузку. Вертикально стоящие камни – это горы, округлой формы или булыжники – различного наклона склоны, галька речная – реку, и галька морская – море. И порой в формах водоемов тоже скрывается какая-то загадка и символизм со своим особым смыслом.

Применяя эти знания в современном небольшом саде о полном выполнении японского стиля, конечно, говорить не совсем серьезно. Но мы в силах использовать некоторые его японские мотивы. То есть японский сад у себя на участке вы или воплощаете полностью, или посвящаете ему лишь фрагмент имеющегося у вас пространства или территории. Огородите необходимое пространство в «комнату и расставляйте интерьер по-японски». По этому стилю можно изобразить внутренний аккуратный дворик, некоторыми деталями украшения вашего жилища, поддерживая всем этим достигнутое настроение. Определяющими в облике такого дворика послужат сероватый цвет натурального камня, а так же зеленые оттенки листвы декоративных деревьев и кустарников.

Место созерцания, уединения или отдыха от сует внешнего и уже далекого мира отделяет высокий забор. Вечнозеленые деревья здесь являются доминантными. Дорожка из мелкого гравия приведет вас к простой, но необычной скамье из камня, около которой располагаются низкие декоративные кустарники.

Конечно, тем, кто привык к японскому чаепитию, необходим символичный уголок, где можно провести чайную церемонию. Особых знаний по садоводству здесь от вас не потребуется, да и много времени не займет. Главное – это соблюдение меры. На помосте из дерева стелется мат из соломы, сам уголок отделяется от общей территории забором из бамбука, по которому вьется жимолость. Напротив разбейте бассейн, а в непосредственной близи его высадите декоративный невысокий кустарник (японскую айву). Ну и последний штрих: вместо традиционно-газонной травы используйте растения почвопокровные.

Сады Японии украшаются предметами по большей части антиквариатными – вазами, фонарями из камня. Наиболее важными аксессуарами стиля являются ограждения из бамбука (заборы и циновка), разнообразные водоемы с мостиками, переходами или отдельно стоящих камней. Цветы используются редко и лишь в виде некого пятна-всплеска. Некоторые цветочные японские растения в России прижились (астильба и хоста), но хризантема, так любимая японцами, у нас растет плохо, хотя ее можно легко заменить корейской хризантемой. Емкости и контейнеры для растений исполняются из керамики или другого естественного материала светлого тона или в виде плошек из дерева, имеющих рельефный рисунок. Так же используются с узелками занавески, мох под миниатюрными декоративными соснами, отдельные камни, группы и светильники из камня.

Каменные фонарики в Японии – это элемент неотъемлемый в каждом отдельно взятом саде. Ставят их обычно в композиционных определенных точках в сочетании с камнями, деревьями, кустарниками, прудами, на острове, возле горы, на берегах озер, ручьев и водоемов, а так же около входа и около колодцев. Вариаций на эту тему много. Фонарики, да еще с точно выверенными позициями, освещают то, что автор задумал показать, просто светят, являясь еще так же элементом архитектуры, которая приятно контрастирует с естественностью природы. Конечно, они обязана быть гармонии с пространством и соразмерны с ландшафтом. Светильники в Японии бывают разных видов: в виде домика (юкими-гата) с крышей, фонари нарядные (тачи-гата) и фонари потайные (исекоми-гата). Фонари бывают на ножках и на подставках. Каменные фонари на подставке состоят из: навершия, держателя светильника, пьедестала и основания. Те же фонари, основание у которых отсутствует, ставят прямо на землю.

Место для установления фонарей выбирают обычно на берегах водоемов. Каменная береговая линия контрастирует с вертикалью – а с противоположной стороны (на другом берегу) высокие кустарники уравновешивают ограниченные формы пространства небольшого сада. Фонарь, как светильник, располагают у моста около чайного домика. Фонари такие компонуются с камнями стоящими вертикально и на открытом участке пространства, который огражден объектами архитектуры и высокой стеной из зелени.

Цукобаи (резервуары с водой, установленные для омовения), невысокие пагоды и вырезанные в камне ступени придают садику «японский» символизм и комфорт. Сакура (вишня декоративная) и рододендрон (азалия) непременно создадут неизчещающую иллюзию настоящего японского сада.

Современные стили. Индивидуальность и эстетика порождают современный стиль сада малого. Планирование, использование необходимых растений и их сочетаний, типы оборудования и мощения определяют характер и выбор современного направления в стилистике миниатюрного сада. Стиль сада идет вслед за изменением стилей архитектуры, хотя в какой-то степени всегда от них отстает. Сейчас малые сады зависят от образа мышления и жизни его хозяина, от его вкусов и от влияния на него современной моды. Так появляются новые направления и стили.

Стиль модерн. Модерн, как стиль, отвечал особенностям архитектуры в начале века, отличаясь простотой задуманных линий и скульптурностью своих объемов. Трактовался сад, как «раскрытая» комната при доме, строгая и совсем лишенная какой-либо приукрашенности архитектуры. Садовый образ строился на отношении к дому, как к «машине для жилья», потому в нем неизменно содержатся ноты спорта: теннисные корты (если есть) и плавательный бассейн стали располагаться на самом виду. Ограждения простые, линии строгие: черная решетка на белых стенах. Садовый модернизм стремился к девизу – «лучше, когда меньше». Поэтому аксессуаров немного. Строгие очертания зданий сочетаются с архитектурной формой растений. Цвета свежие и чистые. Строго контрастирующие детали. Простые ограждения – решетки темного тона. Контейнеры для размещения растений – бетонные емкости или терракотовые горшки – все простое по форме. Плитовое мощение, с геометрическим рисунком, сменяющих друг друга темных и светлых тонов, местами вставлена галька. А что касается мебели, то она тоже проста, без украшения – современные материалы алюминий и пластик. Так же и сад выполнен геометрически правильно, но без какой-либо замысловатости.

Голландский сад. Словно сошедший с картины старого мастера, сохраняя традиции, раскидывается голландский сад. Обычно он небольшой, газон ухожен и располагается по центру, а по периметру сажается миксбордер из красивоцветущих цветов и кустарников декоративных и лиственных. Аккуратно постриженная изгородь, идущая вдоль всей длины забора. Правда вот деревьев не много, но если они и есть, то это посадки, хорошо сформировавшиеся и взрослые. Отличительной особенностью голландского стиля являются атрибуты сельского быта и жизни. Это могут быть маленькие мельницы, колодцы, тачки с расставленными на них цветами и садовые скульптуры. Все это обрамлено пышными кустарниками, идеальным газоном и яркими красками цветников.

Колониальный стиль. Колониальный стиль или по другому американский, появился, когда первые колонисты Америки решили основательно обосноваться на материке и по праву считаются законодателями этого стиля. Основными материалами строительства являются доски и кирпич. Каждое растение в деревянной кадке с затейливой фигурной стрижкой – все чем-то напоминает регулярный стиль, но выполнение сада как-то небрежно, будто наугад. Дорожки покрыты мульчей (щепа), мощение из дощатого настила или плитняки. Контейнеры из теракты белого цвета. Основное стилевое настроение – ленивый и мягкий жизненный темп. Потому доминируют открытые для солнца веранды и увитые расцветающими лианами перголы. Складное кресло с плетеной спинкой, гамак традиционный.

Сельский стиль. Это стиль «деревенский», который определятся естественной близостью к обыкновенной природе (озеро, море, лес, пашня), использование простых и обыкновенных для деревни или села форм и материалов. Цвет и текстура составных элементов самого сада копирует или повторяет использованные при строительстве дома материалы (камень, кирпич, дерево или собрание их и сочетание в окружающем ландшафте. Цветов очень много и они разнообразны, что конечно придает совершенно особый шарм деревенскому саду. Растения и цветы не редких форм, а обыкновенные и общедоступные – горошек душистый, мальва и маргаритка. И все они растут и развиваются без каких-либо ограничений и границ. Сочетание их всегда контрастно и ярко, но место на территории сада у них строго определенное по отношению к другим располагающимся здесь растениям. Например, мальву сажают у крыльца дома, а так же по изгороди. Различные хозяйственные строения убраны горошком душистым или вьющимися по стене розами. Конечно, самое лучшее место в саду отводится под грядки. Кайма из ярких цветов высаживается вдоль всей линии забора (к примеру, типичные для крестьянских садов георгины). «Горшочные» растения удачно разместились бы на старенькой стремянке из дерева. Оборудование не похоже на садовую стандартную мебель, а сделана самостоятельно из природного материала (вместо столов и стульев - чурбаны и т.п.). Емкости для рассады растений – глиняные, дорожки вымощены из кирпича или плитняка. Даже обыкновенные оцинкованные лейки смотрятся, как некий элемент декорации. Ограждения выполнены только из плетенья или из досок. Ворота делают «под старину», стены кирпичные, а в установке ограды используют «старый» кирпич, в изобилии лианы (виноград дикий, хмель) и цветущие кустарники.

http://muravel.ru, http://www.edemvsad.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: