Какую музыку мы любим? Становление музыкального вкуса

Статья 4 из цикла "Создание новых песен и музыки"

Автор – Владимир Шабля

Человек любит получать удовольствия: по любви к удовольствиям мы лучшие и первые на Земле
Человек так устроен, что он любит получать удовольствия. По любви к удовольствиям, а особенно по количеству и изощренности способов получения удовольствий мы оставили далеко позади все другие виды живых существ, живущих на Земле. Ради удовольствий человек тяжело работает и бездельничает, делает гениальное открытие и напивается в стельку, рождает детей и решается на убийство.

За удовольствия «группы риска» приходится расплачиваться здоровьем, свободой, наказанием, отсутствием удовольствий.
За некоторые удовольствия, или стремление к ним приходится расплачиваться здоровьем, свободой, наказанием, отсутствием удовольствий. Это удовольствия из «группы риска». Далеко не все люди согласны с такой платой за удовольствие. Такие несогласные часто предпочитают не рисковать, а концентрируются преимущественно на получении безобидных удовольствий.

Любить музыку – одно из самых доступных, безопасных и увлекательных удовольствий.
Пожалуй, одним из наиболее безобидных и доступных, но в то же время достаточно эффективных способов получения удовольствия являются музыка и песни. Почему музыка безобидна? Да хотя бы потому, что она оставляет настолько большой простор для интерпретации, толкования конкретным человеком, что практически невозможно «схватить человека за руку» за создание или исполнение определенной мелодии (как это иногда делали с писателями и поэтами). Вот и выходит, что любить музыку – одно из самых безопасных и увлекательных занятий.

Чтобы любить музыку, её нужно знать и чувствовать.
Есть правда одно «но»: чтобы любить музыку, её нужно хотя бы немножко знать и чувствовать. Как любил повторять мой отец, нельзя любить то, чего ты не знаешь. А любить человек может только то, что он знает, к чему он приобщился хотя бы на подсознательном уровне.

Большинство людей неравнодушны к красивой музыке и песням и могут классифицировать музыкальные произведения.
Коль скоро большинство людей неравнодушны к музыке и песням, любят их слушать, то логично предположить, что большинство людей имеют некоторые познания в этой области. Уровень этих познаний достаточен для оценки конкретной услышанной песни, или инструментальной композиции, что дает возможность человеку классифицировать музыкальные произведения.

Любители музыки разделяют песни на «хорошие песни» и «плохие песни».
Возьмем, например, песни. Способный к корректной их оценке любитель музыки будет разделять песни, как минимум, на «хорошие песни» и «плохие песни». Рискну предположить, что большинство рядовых, «среднестатистических» слушателей музыки «для себя» пользуются именно такой шкалой - простой и достаточной для оценки. Либо же дополняют её еще «посредственными песнями». Эту основную массу любителей музыки окружают, с одной стороны, люди, абсолютно не разбирающиеся в музыке и песнях, для которых все песни хорошие, либо все песни плохие. С другой стороны располагаются более продвинутые любители музыки, которым их уровень знания музыки позволяет выделять кроме того плюс «очень хорошие песни» и «очень плохие песни». Пожалуй, это полный перечень возможных категорий оценок песен людьми, поскольку в большем количестве градаций человеческий мозг теряется. То же самое касается и музыки вообще.

Способность оценивать музыку и песни закладывается от природы.
Откуда же берется способность человека оценивать музыку и песни? Думаю, что основа закладывается от природы, генетически: склад ума, восприятия мира может либо предрасполагать к музыке и песням, либо наоборот. Но природные задатки - лишь основа, которая без развития, без обучения и практики так и останется в зачаточном состоянии, не реализованной.

Из хороших музыкальных задатков среда формирует музыкальный вкус, чувство гармонии, красивой музыки и песен.
Если же у человека есть некоторые хорошие музыкальные задатки, то они с самого детства попадают в среду, которая и формирует музыкальный вкус, чувство гармонии, красивой музыки и песен с одной стороны и некрасивой с другой.

Ребенок осознает красоту гармонии, музыки, песни подсознательно, как составляющую положительных эмоций.
Наши мамы, или другие родственники, воспитатели поют младенцам, маленьким детям песни, дают слушать музыку. Поскольку все эти люди для малыша – источник почти исключительно положительных эмоций, то такую же реакцию вызывает и исходящая от них музыка, мелодия, гармония. Недавно родившийся человек еще не осознает красоты гармонии, музыки, но она ненавязчиво, но постоянно входит в него независимо от его желания. Точно так же, как способность говорить: сначала малыш ничего не понимает, затем улавливает отдельные фразы, а в конце концов свободно разговаривает.

Окружающая детей музыка и песни – база для формирования музыкального вкуса.
Даже если близкие дают недостаточно музыкальных основ, молодой человек способен впитать многое из случайных знакомств с музыкой. Так, особенно сегодня, музыка звучит отовсюду: из телевизора, радиоприемника, компьютера, мобильного телефона; поют песни и играют инструментальные произведения окружающие люди. Именно эта музыка и песни – база для формирования музыкального вкуса ребенка. А остается она, независимо то того, хотим мы этого или нет, на всю жизнь. Заложенные в детстве и юношестве краеугольные камни музыкального восприятия мира в дальнейшем могут немного корректироваться, видоизменяться, но стать принципиально другими они не смогут никогда.

Подсознательно даже в авангардной музыке мы ищем ту, детско-юношескую, гармоническую основу.
И в случае, когда человек «ударится» в «крутой авангард», бравируя этим перед остальными, он всё равно подсознательно будет искать в этом авангарде в первую очередь ту, детско-юношескую гармоническую основу.

Музыкальные вкусы преимущественно формируются в детстве и юношестве.
По моим оценкам, у зрелого человека соотношение между заложенными с детства и юношества (когда очень сильно влияние предков) музыкальными вкусами с одной стороны и приобретенными позже с другой близко к 70% : 30%. А музыкальное восприятие, заложенное в детстве, соотносится к приобретенному позже примерно как 50% : 50%.

Мамы, папы, дедушки и бабушки поют то, что любили в молодом возрасте.
А теперь давайте беспристрастно оценим, какую музыку любят сегодняшние мамы, папы, дедушки и бабушки. Ту, которую они любили слушать в течение своей жизни, и особенно в детско-юношеском и молодом возрасте. Эти песни, музыку они в первую очередь преподносят и своим чадам.
Таким образом, музыкальные вкусы, с одной стороны, характеризуются достаточно внушительной инерционностью.

Хорошо воспринимаются новая музыка и новые песни, гармония которых не противоречит сложившемуся чувству гармонии.
С другой стороны, даже и в детстве на процесс становления музыкальных вкусов и пристрастий влияют не только близкие люди. Особенно в наш век мощных информационных технологий и средств связи. Так что эта часть привносит то новое, что отличает последующие поколения от предыдущих. При этом хорошо воспринимаются людьми новая музыка, новые песни, гармония которых не противоречит их сложившемуся чувству гармонии.
Спасибо, что были со мной.

----------------------------------------------------------------------------------------


Я люблю всех и желаю всем счастья, любви и красивой музыки.
Автор новой музыки и романтических песен о любви, композитор, поэт Шабля Владимир
Сайт:


E-mail: [email protected]


Телефоны: +380577403710, +380661702214, +380577403417



Эта статья может свободно перепечатываться, выставляться и распространяться в электронном виде на любых сайтах при условии сохранения всех прямых ссылок на сайт и сохранения блока информации об авторе. Все ссылки должны быть активными, а информация должна публиковаться без изменений, «как есть». ----------------------------------------------------------------------------------------



Автор новых красивых песен о любви Шабля Владимир. Сайт: http://shablia.narod.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: