Автобиография: правда, вымысел, фантазия? Создание жанра
Галина Вишневская в книге «Галина» рассказала о себе — ленинградской девочке, чуть не погибшей в блокаду, позже ставшей знаменитой певицей Большого театра. Книга воспоминаний повествует не только об искусстве, триумфах известной примадонны, но и об интригах закулисья, предательстве друзей… «Эту книгу я должна была написать, — объясняла певица, — в ней было мое спасение. Когда нас выбросили из страны, во мне была такая ярость, она мне мешала жить… Мне нужно было рассказать людям, что случилось с нами».
Мастер детективов, английская писательница А. Кристи так мотивирует процесс создания автобиографии: «Я слышала, что многие люди рано или поздно приходят к этой потребности. Такое желание овладело и мной… Мне хочется наугад запустить руку в собственное прошлое и выудить оттуда пригоршню воспоминаний…»
У человека всегда был интерес к себе как к личности. Некоторые ученые склоняются к версии, что как явление автобиография появилась в Новом времени. Однако автобиография как особый жанр повествования начала складываться очень рано, в пору поздней античности. На это указывают и греческие корни происхождения слова автобиография: autys — сам, bios — жизнь, gpaho — пишу. Яркие герои привлекали античных биографов. Пожалуй, самые знаменитые описания жизни в греко-римском мире принадлежат философу и биографу Плутарху. Писатель и воин Древней Греции Ксенофонт в своей книге «Поход» рассказал от третьего лица о возвращении тысячи греков-наемников к себе на родину, отвоевав это право у царя Персии Кира.
Известно, что описывал свои военные подвиги Юлий Цезарь. Предшественником подлинной автобиографии можно считать книгу императора Древнего Рима Марка Аврелия. В повествовании немало рассуждений о духовном мире автора. Распространение христианства тоже вольно или невольно подталкивало людей к исповеди. Одна из известных автобиографий поздней античности принадлежит философу, мыслителю, епископу Аврелию Августину. Его «Исповедь» содержит повествование о детстве и юношестве. Вся его автобиографическая книга — это долгий путь в поисках веры, душевные переживания.
В период Средневековья появилось немало исповедей, но эти произведения скорее относятся к богословским сочинениям. В 10−13 веках с появлением больших городов в Европе происходят изменения не только в политической и экономической жизни населения, но и духовной сфере. Начинает вновь расти интерес к человеку. Через шесть столетий после Августина французский богослов и писатель П. Абеляр создал яркую автобиографию «История моих бедствий». Абеляр не скрывал собственных взглядов на духовную жизнь. Его обвиняли в ереси, жгли его книги. Описания переживаний Пьера поистине не имеют цены.
Абеляр рассказал и о своей любви к ученице Элоизе, о том, какие трудности выпали на долю влюбленных. Благодаря автобиографии Абеляра мы узнали об этих людях, которые, в отличие от Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, существовали в реальности, но были разлучены.
На первый взгляд кажется, что отбор материала для написания автобиографии излишен. Надо просто правдиво рассказать о себе. Однако диапазон между понятиями «правдивость» и «жизнь» довольно широк. Как считают специалисты, искренность зависит от личности самого автора, его философских установок и, конечно, от тех художественных приемов, которые он использует в своей работе. Интересные мысли возникли во время создания автобиографии у писателя Даниила Гранина: «Довольно трудно прийти к выводу насчет себя и оценить, что за человек жил на свете… Когда пишешь автобиографию, пишешь не о себе, а о разных людях, из них есть даже чужие. Меня было три, а может и больше…»
Период эпохи Возрождения трудно представить без автобиографии итальянского ювелира и скульптора Бенвенуто Челлини, в которой он описал всю свою яркую жизнь. Он подробно рассказал о детстве, о приключениях, связанных со службой у папы римского, а также у французского короля. Челлини не обошел стороной любовные увлечения, воинские подвиги и даже заточение в замке святого Ангела. Автор биографии не без хвастовства повествует о жизненных перипетиях. Надо признать, что это не навредило Челлини, а лишь способствовало популярности книги у читателей.
Любопытны размышления о себе и о мире французского философа Мишеля Монтеня, о которых он поведал в своих автобиографических «Опытах». При этом заметил: «Я выставляю на обозрение жизнь обыденную и лишенную всякого блеска». В этот же период творят автобиографы Эразм Роттердамский, Джероламо Кардано, Джон Беньян. Время расцвета автобиографического жанра — это век Просвещения.
Создателями автобиографических повествований этого и последующих веков стали Ж. Ж. Руссо, К. Гольдони, Э. Гиббон, И. Гете, В. Скотт, Ж. Санд, Ч. Дарвин и многие другие.
Многие автобиографические мотивы присутствуют в поэзии. Стоит вспомнить «Сатиры» и «Послания» Горация, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д. Байрона, «Новую жизнь» Данте…
Иногда в жанр автобиографии облекались вымышленные истории. Всем известны сочинения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Д. Свифта «Приключения Гулливера», В. Скотта «Роб Рой», У. Теккерея «Приключения Родерика Рэндома». Но происходило часто и обратное. Писатели предлагали своим героям пройти через испытания, с которыми они сами столкнулись в жизни. Вот примеры — «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Амелия» Г. Филдинга, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, почти все произведения Л. Толстого…
Многие исследователи считают роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» автобиографическим, хотя сам автор всегда возражал против этого, утверждая, что в книге дана автобиография вымышленного персонажа. Однако скорее правы те, кто увидел в этом сочинении не только автобиографию придуманного героя, но и философские раздумья самого автора. Неслучайно эту книгу многие специалисты называют самой исповедальной в творчестве И. Бунина.
Надо сказать, что в русской литературе автобиографический жанр сложился позже, чем в Европе. Его первыми образцами, появившимися в конце средневековья, можно считать сочинения «Хождение за три моря» А. Никитина и «Житие протопопа Аввакума». Купец Афанасий Никитин из Твери оставил записи о путешествии в Индию. В них он подробно описал свои приключения, рассказал о себе, поделился размышлениями в связи с увиденным. Автобиографично и «Житие протопопа Аввакума». В своем сочинении Аввакум повествует о собственной жизни. Он был проповедником старообрядчества на Руси, многие годы боролся с церковными реформами патриарха Никона. Аввакум был сильной личностью, ему пришлось немало времени провести в ссылке и заточении. В конце жизни он был сожжен вместе со своими сторонниками.
В 18−19 веках в России было опубликовано множество автобиографий. Многие из них связаны с Отечественной войной 1812 года. Оставили автобиографические воспоминания декабристы. Со временем начинает складываться традиция созданий автобиографий государственными деятелями и политиками. Так, автобиографичны воспоминания графа, министра финансов, С. Витте, сумевшего провести прогрессивные реформы в стране.
Продолжение в следующей части.