Когда краткость – сестра военного таланта? День «Охи»

Гитлер звонит Муссолини по телефону: — Бенито, ты уже в Афинах? — Я не слышу тебя, Адольф. — Я спрашиваю: ты уже в Афинах? — Плохо слышно тебя, Адольф. Ты, наверное, звонишь издалека, может, из Лондона? (Анекдот из оккупированной уже Франции конца 40 — начала 41 годов).

Гитлер, как известно, в вожделенный Лондон так и не попал. И Муссолини одному не видать бы Афин… «Краткость — сестра таланта» — известное, возможно, немного спорное выражение. Но краткость может быть и сестрой военного таланта.

В древности спартанцы, которые жили в Лаконии (регионе Греции, откуда и пошло в мир представление о лаконичности, само понятие лаконизма), ответили Филиппу Македонскому на его ультиматум достаточно кратко. Царь Македонский тогда очень красочно и в деталях описал, что он сделает со всеми, если сопротивляющиеся не сдадутся. Ответ спартанцев был: «Если — то». Но спартанцы все же проиграли.

Много столетий спустя премьер-министр Греции ответил на ультиматум Муссолини еще более кратко — просто «нет». Без дальнейших разглагольствований. И Греция не проиграла.

28 октября — важнейший государственный праздник в Греции — «День Нет». Нет — по-гречески «охи». Именно это слово услышал итальянский посол, именно это слово скандировали вышедшие на улицы люди.

Иоаннис Метаксас (12 апреля 1871 — 29 января 1941, его смерть иногда трактуется как подозрительная) — сложная фигура в греческой истории. Отношение к нему неоднозначное — и за предыдущие прогерманские позиции, и за элементы диктатуры в правлении. Но этот его ответ стал национальным символом. Самым лаконичным и самым знаменитым за всю современную историю Греции.

Есть и другая версия. Ответом греческого премьер-министра было французское: «Alors, c’est la guerre» (что ж, война, или тогда — война), что тоже достаточно кратко. Как бы там ни было, на ночные улицы выходили горожане и кричали: «Охи!». Вся нация в этот день 69 лет назад сказала простое и лаконичное «нет» («охи») ультиматуму, предъявленному фашистской Италией.

А ведь борьба предстояла неравная. Уже на рассвете 28 октября 1940 года, сразу после получения лаконичного ответа от греков, итальянские войска вторглись в Грецию через албанскую границу. На защиту страны встали все, от мала до велика, мужчины и женщины, и в первую очередь — молодежь. Пришлось набираться опыта уже в тяжелых боях. А перевес в военной силе со стороны итальянских войск был огромным.

Для захвата Греции итальянским командованием было выделено 8 дивизий: пехотные, танковые, даже горнострелковую — всего 87 тысяч человек (во всех операциях Греко-Итальянской войны участвовало 529 000 человек со стороны Италии), огромное количество танков, орудий и боевых самолетов. А для высадки морских десантов в Греции и перевозок привлекалось полсотни крупных кораблей и почти столько же подводных лодок.

А в греческих войсках имелось всего 2 пехотные дивизии, их общая численность не составляла и 30 000 человек, далеко не все из которых были должным образом обучены. А боевой техники было совсем мало: пара десятков танков и самолетов. Греция была на тот момент единственной страной, воевавшей против фашизма. И она первая показала пример настоящего героизма и способности к победе.

Поначалу грекам пришлось отступить под натиском итальянских частей, надеявшихся разбить их за несколько дней. Но затем греческая армия вместе с добровольцами остановили хорошо обученную итальянскую армию. Легендой стало мужество небольших греческих отрядов, состоявших в основном из новобранцев, которые разбили семь итальянских батальонов элитной альпийской дивизии «Джулия».

«Зито Эллас! Да здравствует Греция!» — восхищенно писали газеты еще не оккупированных стран. Эти же слова произнес и У. Черчилль, добавив, что эти события заставляют вспомнить классическую эпоху в истории Греции. 14 ноября 1940 года греческие войска начали контрнаступление, и 21 ноября итальянский генерал Содду отдал войскам приказ начать отход. Но итальянские войска были настолько потрепаны и деморализованы в борьбе в крохотной Грецией, что Италия запросила помощи у Германии.

К середине ноября 1940 года итальянские войска были выбиты из Греции назад в Албанию. Потери были немалые с обеих сторон. А в целом, за всю кампанию, они составили: 63 000 убитых со стороны итальянцев и 13 000 со стороны греков.

Дальше уже было вступление в операцию германских вооруженных сил, и только к апрелю 1941 года немецкие войска заняли Афины. Продолжал сопротивляться остров Крит, для захвата которого потребовалась отдельная воздушно-десантная операция.

Грандиозная бойня под названием Вторая мировая война только начинала разворачиваться, но уже состоялось первое успешное сопротивление. Оно впоследствии вылилось в партизанское движение, но именно день 28 октября, День Охи, и последующая за ним победа над итальянскими войсками стали для Греции символом национального духа и мужества.

По всей Греции в этот день традиционно проводятся военные парады, а также парады студентов и школьников. Все дома увешаны флагами.

События эти описаны не только в учебниках по истории. Написаны и книги, сняты фильмы. Кусочек этой военной истории вошел в знаменитый роман английского писателя Луи де Берньера, который, в свою очередь, был экранизирован в 2001 году. Может быть, кто-нибудь и смотрел «Мандолину капитана Корелли» с Николасом Кейджем и Пенелопой Крус в главных ролях.

Способность сказать «Охи», когда на границах итальянские войска, а за ними Вермахт, — это настоящее мужество. Есть у Греции прекрасный праздник с гордым и лаконичным названием: «Нет».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: