О чем нужно знать, заходя в воды Балтийского моря?
1 июня — это не только Международный день защиты детей, но и первый день лета. Лично я знаю немало людей, которые именно в этот день, независимо от погоды, открывают свой купальный сезон в море. Да и как-то трудно мне, жителю приморского региона, представить себе лето без моря.
Но так ли уж проста Балтика? Не так давно обнаружил на одном из польских сайтов очередную страшилку, мол, в заливах Балтийского моря очень часто происходит такое явление, как «белый штиль», когда человек не видит волну, которая способна перевернуть не то что рыбацкое суденышко, но и куда более солидный корабль. А уж о купальщиках и вовсе лучше молчать — десятки из них находят свой последний приют в море, сунувшись в воду, не зная броду… Отжимные течения очень опасны…
Недавно судьба свела меня с бывшим военным моряком, штурманом, который проутюжил Балтийское море «вдоль и поперек», Михаилом Николаевичем Табаковым. Сегодня он возглавляет службу ГО и Ч С Светлогорского муниципального района. Конечно, я не упустил случая поинтересоваться у своего собеседника: «А есть ли такое понятие как „белый штиль“, или все это байки?» Хотя, многие не верят в природу аномальных явлений на море, но как тогда объяснить некие тайны? Например, тайну «Марии Селесты»? Некоторые считают, что команду судна погубил инфразвук…
Михаил Николаевич внимательно выслушал вопрос, но с ответом не торопился. Он о чем-то задумался, собрался с мыслями, а потом начал свой рассказ.
— Балтийское море — одно из самых закрытых морей земного шара. Оно не имеет постоянных подводных течений, таких, как, например, Гольфстрим, но зато здесь часто встречаются ветровые и нагонные течения. Если в море для кораблей и судов они не представляют никакой опасности, то у берега, для купающегося человека, эти течения очень опасны. Я их называю отжимные течения, потому что они как бы отжимают человека от берега и уносят далеко в море.
Они возникают за счет перемещения поверхностных водных масс под воздействием силы ветра. Вода под напором ветра заходит в акваторию залива (Калининградского, Гданьского, Куршского и других), уровень воды повышается на 15−25 см по всей площади. Получается перепад уровня воды в заливах относительно уровня воды моря. После стихания ветра вся эта огромная масса воды, обладающая колоссальной кинетической энергией, из залива устремляется в море.
Кстати, особо опасны отжимные течения при волнении моря в 1 балл и высоте волны более 50 см. Вроде бы, на первый взгляд, ничего страшного, подумаешь, волна в полметра. Но при постоянных западных и северо-западных ветрах механизм отжимного течения включается неотвратимо. Самое опасное то, что береговые течения, как правило, не имеют постоянного места, направления и скорости — они могут возникнуть при возврате волн от берега в море на любом участке.
Неопытный пловец, заходя в воду, их не всегда замечает. Внезапно его что-то подхватывает и начинает стремительно отжимать от берега. Обычно такое течение способно унести человека на расстояние 150−200 метров от берега. Паника — худший враг!
— Михаил Николаевич, давайте сразу о том, что делать, если ты попал в такую беду?
— Первая проблема в таких случаях — человек начинает паниковать. Порой животный страх отключает разум и пловец начинает дико работать руками и ногами для того, чтобы поскорее выбраться из этой ситуации. Этого делать категорически нельзя! Даже опытный пловец может легко выбиться из сил, пытаясь плыть против этого течения. Выход один — осмотреться, а потом плыть не к берегу, а вдоль него! Примерно 40−50 метров хватит для того, чтобы нащупать «слабину» у течения и выбраться из него. А как вы почувствовали, что течение ослабло — можно смело плыть к берегу.
Из-за отжимных течений я бы очень рекомендовал родителям никогда не разрешать детям купаться самим в море. Если у некоторых взрослых хватит сил доплыть до берега, то у ребенка вряд ли. И никогда не заменяйте свое внимание, скажем, на надувной матрас. Это отнюдь не такое уж спасение. Человек на матрасе часто сомлевает от жары, а когда приходит в себя, порой обнаруживает свое плавсредство в сотне метров от берега. Вот тут-то и начинается паника… Подводные бритвы всегда опасны
— Летом в курортных городах Калининградской области, Светлогорске и Зеленоградске, достаточно много отдыхающих, которые приезжают к нам из Москвы, Санкт-Петербурга, российских регионов и даже из-за рубежа. Многие, естественно, не знают специфики Балтийского моря. Есть ли еще какие-то скрытые опасности, характерные только для нашего побережья?
— Да, есть еще второй момент, о котором нужно сказать особо. Это остатки старых немецких свай. Раньше для того, чтобы задержать песок (если этого не делать, то пляжи могут исчезнуть за несколько лет), немцы использовали такое дерево как секвойя. В природе были секвойи, которые жили по 3,5 тысячи лет. Англичане еще его называют красным деревом. Оно достаточно прочное, но дорогое. Поэтому более «практичные» дети начала ХХ века стали постепенно заменять секвойю шпунтированным железом. К середине 70-х годов, когда срок службы железных свай подошел к концу, их нужно было укрепить металлическими сетками и обложить камнями.
В Зеленоградске, у основания Куршской косы, примерно так и сделали, металлические сваи не стали уничтожать, а вот в Светлогорске чьим-то волевым приказом сваи срезали, полагая, что они таят в себе опасность для пловцов. Сегодня часть их поверхности, так называемые кромки, под воздействием некоторых природных факторов стали острее бритвы.
Купальщик, заходя в воду, иной раз не представляет себе весь тот риск, которому себя подвергает. Одного неловкого движения хватает, чтобы располосовать ногу до кости. Русская народная забава — бить бутылки на пляже!
— Ну, а что спасатели? Перед началом каждого курортного сезона пляжи обследуются. Вы-то, наверное, точно знаете, где находятся эти «бритвы»?
— Мы, естественно, знаем, и в обязательном порядке выставляем в этих местах предупреждающие знаки: «Купаться запрещено!». Но вот парадокс — сами отдыхающие ломают таблички с предупреждающими знаками, порой вырывают их «с корнем», не понимая, что поставить знак именно в этом месте — это вовсе не прихоть Михаила Николаевича Табакова или кого-то еще. Это показатель опасности. А мы, между прочим, в прошлом году в одном из мест табличку восстанавливали четыре (!) раза! Вся-то беда в том, что местные жители примерно знают «опасные места» и стараются в них в воду не залазить. А вот курортникам без этих знаков просто не обойтись!
Так что если вы увидели предупреждающий знак, помните, что он стоит не просто так, что именно здесь вас поджидает какая-то опасность. Не надо рисковать…
— Михаил Николаевич, все ли светлогорские пляжи уже обследованы на предмет санитарно-эпидемиологического состояния?
— Эта работа уже заканчивается, львиная доля пляжей уже обследована, а также проверено дно и вывезены все предметы, представляющие потенциальную опасность для отдыхающих. Причем, что только не попадается на дне!
— Бутылок и консервных банок много?
— К счастью, с консервами на пляж в последнее время мало кто ходит, так что жестяных банок на дне практически не было. Но битого стекла вывезли изрядно. Есть такая Светлогорская народная забава — разбить бутылку о камни! Дело в том, что целых бутылок на дне фактически не встречается, их уносит в открытое море теми же отжимными течениями. А с битым стеклом все гораздо сложнее — его волне подхватить гораздо сложнее.
— Но ведь вода обтачивает острые края стекла…
— Для этого должен пройти не один год, к тому времени, пока море отшлифует острые края, не один купальщик может порезать ногу. А вообще давно замечено — дно чаще всего захламлено там, где проходит интенсивное судоходство. У нас, слава Богу, в акваториях, примыкающих к пляжам, такого нет. Но, конечно, в воду никогда не нужно что-то «добавлять». Речь идет не только о банках-склянках…