Почему карелы такие разные?
Если внимательно посмотреть данные Федеральной службы государственной статистики, то по результатам переписи 2002 года на территории России проживает 93344 карела. Подавляющая часть из них, 65 651 человек или 70,3%, — в Карелии. Но, не только: 2057 человек — в пограничной с Карелией Ленинградской области.
И здесь нет ничего странного — восточное и северное Приладожье исторически было той территорией, на которой испокон веков селились карелы. А вот в Тверской области, к северу от Верхней Волги, где их сейчас 14633 человека (15,7%), они появились вынужденно.
Так получилось, что много веков карелы находились между русским молотом и шведской наковальней. В пограничье. Которое часто переходило из рук в руки. И то было под властью Господина Великого Новгорода, то переходило во владение шведской короны, то снова возвращалось под руку государей Московских.
В 1617 г., по Столбовскому мирному договору, Приладожье и районы к югу и востоку от Финского залива были присоединены к Швеции, которая на этих территориях начала интенсивную кампанию по принудительному обращению населения в протестантскую веру.
Из-за этого, а также непомерно высоких налогов, к 1670 году на земли Бежецкого Верха, опустевшие от голода и эпидемий в период Смутного времени, переселилось примерно 30 тыс. человек. Так образовалась обособленная группа верхневолжских (тверских) карел. На основании ряда общих признаков некоторые исследователи относят к ним сформировавшиеся в сходных условиях и в то же время малочисленные группы живущих несколько западнее, у истоков Волги, валдайских (или новгородских), а также тихвинских карел.
Про тверских, тихвинских или валдайских ничего сказать не могу. Как-то не приходилось сталкиваться. А вот о своих, родных… Тех самых, что в республике, носящей их имя. Наверное, можно и поподробнее.
Только почему республика карельская… Ведь, собственно, карелов из 720 тысяч её жителей — чуть больше девяти процентов. И их удельный вес в общей численности населения Карелии неуклонно снижается. Если в 1897 г. среди жителей Олонецкой губернии было 42,3% карел, то в 1926 г. на территории Карельской Трудовой Коммуны — 38,2, а в 1940 г. в Карело-Финской ССР — уже 23,3%.
Вот. Отсюда, по всей видимости, ноги и растут! Куда-то же надо было пристраивать созданное 1 декабря 1939 года в захваченных частями Красной Армии Терийоках народное правительство Демократической Финляндской Республики? Которое самим финнам оказалось совсем даже и ни к чему… Зато в дружной семье советских народов появилась шестнадцатая союзная республика.
И нынче все мы — в Карелии. Хотя пусть даже и в меньшинстве, но здесь, вроде как, в своей, родной, одноимённой… Только имя-то, действительно, — одно. А даже здесь и то — разные карелы. Разные.
Если прислушаться к мнению наших учёных, то весь карельский этнос республики можно подразделить на три большие группы.
Первая — это карелы ливвики, компактно проживающие в Приладожье, на территории Олонецкого района. Ну, за исключением села Михайловское, от которого до Подпорожья, что уже в Лодейнопольском районе Ленобласти, даже ближе, чем до Олонца. Кстати, Олонецкий район — единственный в республике, где собственно карелов — большинство: 63%, 16402 человека. Кроме Олонецкого, компактные и достаточно большие по численности группы карел проживают ещё на территории только двух из 16 районов республики — Пряжинского (7615 человек) и Калевальского (3820).
Пряжа — это центр карелов Прионежья — людиков. Кроме сёл этого района (Святозеро, Пряжа, Виданы), людики частью проживают в Олонецком селе Михайловское, а также в нескольких сёлах Кондопожского района (Спасская губа, Юркостров, Уссуна).
И третья группа — северные (или беломорские) карелы, обосновавшиеся на западе Медвежьегорского (паданские или сегозерские карелы), Калевальского (ухтинские) и Лоухского (кестеньгские) районов.
Ливвиков в Карелии — 40 тысяч, людиков — 5 и собственно карелов — 20.
Все эти группы отличаются языковыми особенностями, выделяемыми нашими отечественными лингвистами в отдельные диалекты, а финскими и большинством западных — относимые к самостоятельным языкам. И, наверное, это правильнее. Потому что если говорить о диалектах, то как тогда называть многочисленное количество говоров, которые есть внутри каждого из них? Например, у ливвиков можно выделить видлицкий, рыпушкальский, неккульский, коткаярвский и тулемаярвский говоры. Это не считая уже «мёртвых» сямозерского и водлозерского. У людиков, которые говорят на кондопожском, пряжинском и михайловском диалектах, та же история.
Потому, скорее всего — языки. Ну, как русский, украинский и белорусский. Да, основа одна, но у каждого из них есть такие особенности, что сосед если и поймёт, то — с большим трудом. Даже названия одних и тех же блюд… Вот как-то рассказывал о том, как карелы уху варят. Так людики и северные карелы называют её каларокка (kalarokka), а ливвики — лиеми (liemi).
По ныне господствующей гипотезе, людиковский (не будем дразнить отечественных филологов) диалект сформировался на базе средневекового карельского, под значительным влиянием родственного — вепсского, также относимого к финно-угорской языковой семье. В ливвиковском языке, помимо общей основы, присутствует, как и в людиковском, значительное количество заимствований из вепсского языка, но, помимо того, ещё и пласт западноприбалтийской лексики, отсутствующий в других карельских языках. Ну, а в собственно карельском — достаточно весомы финские лексические формы.
И по вот этим, языковым, особенностям, наверное, можно сделать вывод и о том, почему они, карелы, такие разные. Ведь их отличает не только разные названия одних и тех же блюд. Но и разные способы их приготовления. Далеко и ходить не надо. Та же уха, сваренная на севере Карелии, и по вкусу, и по внешнему виду будет отличаться от своей южно-карельской сестрёнки.
Разные территории, отличные природно-климатические условия, иные соседи. А всё в сумме приводит к тому, что и карелы разные. И живут они — по-разному. Если у ливвиков или людиков в избе — русская печь, то на севере у каждой печи обязательно был камелёк. Дополнительный очаг, расположенный в специальной нише рядом с печным устьем и служивший как для приготовления пищи, так и для освещения жилища.
А вот «тараканы» практически у всех карелов одинаковые. Щучью челюсть, например, и сегодня можно увидеть при входе во многих карельских домах. Оберег. Хоть уже и много веков, как карелы — православные…